К вопросу о "нашей национальной забаве"

Пророчества о планетарной эпидемии Эболы в 2017 году

О том, что общество наше больно, бездуховно, снизу доверху пронизано коррупцией, грозящей разрушением государства, - об этом изо дня в день вещают нам все СМИ различных политических направлений и пристрастий на протяжении уже многих лет. Посреди этих разговоров, в качестве рецепта от порядком уже затянувшейся болезни, звучат призывы к поиску национальной идеи, каковые поиски один из наших высокопоставленных чиновников назвал "нашей национальной забавой".

Мы, однако, думаем, что указанная "забава" далеко не является забавой, а, напротив, есть самое важное дело по сравнению даже со всей совокупностью всех возможных наших дел и проблем. Почему мы так думаем?

Потому что все наши кризисы, будь то экономический, который сегодня предстает перед нами как глобальный, или будь то политические и социальные кризисы - все они являются производными от кризиса человека, то есть сферы духовной. И нам нужна, чтобы изменить наше кризисное, бездуховное положение, высшая, безусловно нравственная идея, так как никакие, пусть даже самые радикальные, экономические, равно как и иные реформы не прибавят нам ни нравственности, ни духовности. Где же нам взять эту высшую нравственную идею? Разве мы уже не сбили все ноги в её поисках?

Без сомнения, справедливым надо признать суждение тех, кто говорит, что национальную идею невозможно просто придумать. В самом деле: всё придуманное неизбежно будет субъективным и, значит, заранее уже обречено на провал, пусть даже поначалу такая придуманная идея и сможет вдохновить народ и позволит ему добиться определенных успехов. Но это означает, что наша национальная идея, если и может быль нами найдена, то только потому, что она всегда уже у нас есть, всегда находится перед нашими глазами, и мы только по каким-то причинам её не видим.

Почему же мы её не видим? Где же она есть? И каким таким несубъективным, неслучайным образом она к нам уже попала, чтобы она у нас всегда уже была? Над всеми этими вопросами нам следует теперь серьезно подумать и без того, чтобы подумать, а не горлопанить сходу, скажем, о каком-нибудь "имперском духе" и т. п. , - без этого нам сегодня никак не обойтись.

Наша национальная идея только потому может всегда у нас уже быть в той или иной её форме (например, в такой её искаженной форме как коммунизм), что смысл, то есть цель, нашего национального исторического существования нам заранее уже предопределен. А этот смысл, в свою очередь, может быть нам предопределен, только если предопределенным является смысл всей мировой истории в целом. Тогда смысл особого исторического существования каждого народа заранее ему предзадан как его внутренняя возможность и в том числе и нам тоже. Его мы и должны постичь, вглядываясь в наше прошлое и настоящее. Здесь важными оказываются следующие моменты.

Во-первых, если смысл нашего национального исторического существования нам заранее уже предопределен, то его так или иначе, с той или иной степенью ясности могли уже раньше видеть наиболее зрячие, мыслящие люди нашего народа.

Во-вторых, представление о провиденциальном характере мировой истории является краеугольным камнем, основой христианского учения о судьбах этого мира. (Впрочем не только христианского, но и других религий). Провиденциальная идея имеет исток своего происхождения именно из религиозного Откровения. Отметив это, рассмотрим теперь более подробно первый момент.

Наша национальная религиозная философия, как в 19, так и в 20 веках, не мало потрудилась на ниве выявления смысла нашего национального исторического бытия, содержания русской идеи. Но вот в чем дело: все наши религиозные мыслители, начиная от самых значительных (Вл. Соловьева, Н. Федорова, Н. Бердяева и других), утверждали, что русская идея может быть только религиозной. Причем утверждалось, что эта религиозная идея должна быть "всеединой", то есть объединять собою не только даже всё наше общество, но и всё человечество в целом. Россия, по их мнению,

Далее

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Hosted by uCoz